Яндекс, Тинькофф и Сбер  просят у государства доступ к данным граждан

Участники рынка больших данных (big data) обратились в правительство с просьбой облегчить доступ бизнеса к государственным информационным системам (ГИС).

Это позволило бы бизнесу интегрировать собственные системы с порталом Госуслуг. Ассоциация, в число которой входят в том числе Яндекс, Mail.ru Group, Сбер, Тинькофф и мобильные операторы просят давать этот доступ на платной основе.

Ассоциация больших данных (АБД) в число которых входят Яндекс, Mail.ru Group, Сбер, Тинькофф и мобильные операторы готовы платить за доступ к данным властей.

Также АБД просит учитывать мнение бизнеса при изменении в процессах предоставления электронных госуслуг. Ассоциация предлагает наладить сотрудничество на основе SLA (соглашение об уровне качества).

В Минцифры России положительно смотрят на инициативу и планируют создать государственную «фабрику данных», с помощью которой бизнес сможет быстро получать доступ к информации.

Проблема в том, что такая интеграция может увеличить риск утечки данных.

Между госведомством и организацией подписывается соглашение, по которому определяются форматы взаимодействия в машиночитаемом виде, скорость отклика на запрос, состав передаваемых данных, технические протоколы обмена данными. За уровень сервиса взимается плата. Это взаимовыгодное партнерство государства и бизнеса и взаимное развитие экосистем»,— рассказала президент АБД Анна Серебряникова.

Руководитель службы проектов по развитию бизнеса Яндекса Леван Шаламберидзе приводит пример:

У компании нет возможности получать актуальную информацию о недвижимости из Росреестра, а также данные о передвижении общественного транспорта в городах. Чиновники в муниципалитетах в ответ на просьбу предоставить эти данные, как правило, или дают отказ, или хотят взамен получить бесплатно коммерческие продукты Яндекса.

На многие данные и механизмы взаимодействия с гражданами у государства есть безусловная монополия, например, это данные о юридических лицах или о платежах граждан в бюджет, говорит директор АНО «Информационная культура, отмечает руководитель Ассоциации участников рынка данных Иван Бегтин.

Бизнес воспринимает государственные данные как бесплатные, но при этом не видит возможности собрать такие объемы информации самостоятельно – это было бы очень дорого.

Любой бизнес в сегменте b2c может эффективно их использовать как с точки зрения интеграции, так и с точки зрения отслеживания потребительских характеристик населения. Например, на сайте магазина можно автоматически верифицироваться в системе госуслуг. Таким образом, магазин получает самые полные данные о своем клиенте, – рассуждает партнер департамента управления рисками Deloitte Сергей Кудряшов. Впрочем, добавляет он, при таком взаимодействии серьезно вырастают риски утечки данных и их недобросовестного использования.

По материалам: www.seonews.ru